В моём городе столько достопримечательностей,что просто все не перечислить
АДМИРАЛТЕЙСТВО
Адмиралтейские судостроительные верфи были заложены Петром I на левом берегу Невы осенью 1704 года. Проект был разработан самим государем и включал верфи, доки, мастерские для строительства и ремонта кораблей, а также склады для хранения строительных материалов, корабельного вооружения и снаряжения.
Первое здание Адмиралтейства, которое в то время называли "Адмиралтейским домом", представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П" с производственным двором, раскрытым к Неве. Спустя несколько лет в центре этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской коллегии, а над ним мазанковую башню со шпилем, увенчанным корабликом. В 1730-е годы здание было перестроено в камне. Архитектор И. К. Коробов, которому было доверено руководить строительными работами, не менял первоначальную планировку и внешний вид здания за исключением башенки со шпилем, которая после всех работ заметно выросла, достигнув 72 метра в высоту.
В начале 19 века здание вновь подверглось переделке - возникла необходимость согласовать его внешний облик с парадным центром столицы. Работами руководил талантливый архитектор А. Д. Захаров. По его проекту была возведена грандиозная постройка, состоящая из двух П-образных корпусов. Длина главного фасада достигла 406 метров. Здание было украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле установили флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. Снизу кораблик кажется крохотным, но на самом деле он весит 65 килограмм и покрыт двумя килограммами чистого золота.
Здание Адмиралтейства было украшено скульптурами, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии. Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию "Нимфы, несущие земную сферу": 28 статуй, олицетворяющих четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра, а также богиню Изиду - покровительницу кораблестроения и Уранию - музу астрономии. Двадцатидвухметровый горельеф изображает аллегорическую картину "Заведение флота в России". На нем изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец - символ владычества над морями. На углах аттика башни были установлены высеченные из камня статуи древних героев и полководцев: Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса.
Новое здание Адмиралтейства покорило современников своим изяществом, безупречными пропорциями и чистотой архитектуры. В таком виде Адмиралтейство, не считая незначительных изменений, сохранилось до наших дней.
В 1874 году перед зданием Адмиралтейства был открыт Александровский сад. В 1883 году в нем были установлены бюсты русских писателей Николая Гоголя, Василия Жуковского, Михаила Лермонтова, композитора Михаила Глинки, а также памятник исследователю Центральной Азии Николаю Пржевальскому.
Изначально на верфи перед Адмиралтейством строили корабли, а в его помещениях располагались корабельные мастерские. В 19-начале 20 века помещения Адмиралтейства занимали военно-морские учреждения: Морское министерство, Военно-морской штаб и другие. С 1832 года в Адмиралтействе размещалось Училище корабельной архитектуры, от которого ведет свою историю Санкт-Петербургский Военно-морской инженерный институт.
Адмиралтейство остается архитектурно-планировочным центром Санкт-Петербурга и является одним из красивейших памятников раннего классицизма в Северной столице.
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА
Один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, Александро-Невская Лавра, был заложен в 1710 году на том месте у Невы, где по преданию произошла важнейшая битва со шведами, определившая победу России.
Строительство монастыря продолжалось с перерывами на протяжении почти всего 18 века и было завершено лишь к 1790 году. За период строительства сменилось несколько архитекторов, но основная идея Д. Трезини, который задумал монастырский комплекс как резиденцию, учреждение и дворец вместе взятые, была сохранена. Над созданием одного из крупнейших архитектурных ансамблей города трудились талантливейшие архитекторы своего времени: Д. Трезини, Т. Швертфегер, М. Земцов, Л. Пустошкин, Ф. Королев, А. Мышецкий, П. Еропкин, М. Расторгуев, И. Старов и другие.
Композиционным центром лавры является Троицкий собор, построенный архитектором Старовым. Окончание постройки и освящение храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами. Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
В 1724 году в монастырь был перенесен прах князя Александра Невского, причисленного русской православной церковью к лику святых.
К концу 18 века Александро-Невский монастырь, которому в 1797 году был присвоен статус лавры, стал духовно-культурным центром Петербурга. Александро-Невской лавре покровительствовали все российские государи и государыни. Еще при Петре Великом при монастыре были учреждены госпиталь, богадельня, типография и школа для детей священнослужителей. Эта школа впоследствии получила статус духовной семинарии, а затем и Духовной Академии, в которой готовили священнослужителей для наиболее важных православных храмов России. Значение лавры в жизни Петербурга и всей страны можно хорошо представить, если вспомнить тот факт, что до революции в России было только четыре монастыря подобного уровня.
С момента основания Александро-Невская лавра являлась первой по значению усыпальницей императорской России. Здесь были погребены члены царской семьи, духовные служители, выдающиеся государственные деятели, полководцы. Среди них - Суворов, Безбородко, Кваренги, Воронихин, Росси и многие другие.
После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен, его церкви закрыты, а бесчисленные реликвии и произведения искусства были переданы в Русский музей, Государственный Эрмитаж и другие музеи Петербурга. В 1936-1937 годах на территории монастыря был создан музей - Ленинградский некрополь, который в 1939 году был реорганизован в Музей городской скульптуры.
Русской Православной церкви Свято-Троицкий собор вернули в 1956 году, а в 1987 году была открыта Никольская кладбищенская церковь. В начале 20 века на территории лавры действовало 12 церквей, в настоящее время только две. Возрождение монастырской жизни произошло осенью 1996 года, и сегодня Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Свою историю величественный Исаакиевский собор ведет от небольшой деревянной церкви, заложенной по указу Петра Великого в 1710 году. Церковь была построена рядом с Адмиралтейством, примерно на том месте, где сегодня стоит Медный всадник. Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого. Император любил этот храм. Именно в Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I. А в 1723 году царь Петр подписал специальный указ, по которому моряки Балтийского флота должны были принимать присягу только в этой церкви.
После смерти Петра Великого не раз предпринимались попытки перестроить церковь, все менее и менее гармонировавшую с парадным обликом центра Петербурга. Но все эти попытки не увенчались успехом. Так, например, Исаакиевский храм, заложенный в 1768 году архитектором Ринальди, прослужил недолго: на одной из служб с потолка посыпалась отсыревшая штукатурка, а при более детальном обследовании храма выяснилось, что оно находится в плачевном состоянии и подлежит капитальной переделке.
В 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. В нем победил молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию. Он представил сразу двадцать четыре варианта проекта собора в различных стилях: в византийском, романском, готическом стилях и даже в духе китайской и индийской архитектуры. Императору Александру I понравился проект пятиглавого собора в классическом стиле.
Работы по возведению собора начались в 1818 году и затянулись на сорок лет. В столице даже шутили, что, дескать, Монферрану предсказали, что он умрет сразу же, как закончит строительство, и потому архитектор не торопится. На самом же деле, вскоре после начала работ было обнаружены несколько серьезных ошибок в чертежах Монферрана, который был талантливым архитектором-рисовальщиком, но совершенно не имел опыта как архитектор-строитель. Работы пришлось прервать и создать специальную комиссию, которая внесла бы необходимые исправления в проект.
Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 30 мая 1858 года. Храм стал центром общегородских празднеств, в нем проходили все главные церковные службы и крестины членов царской семьи.
Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Собор достигает 101.52 метра в высоту при площади 4000 квадратных метра и может вместить до 12000 человек. В оформлении интерьера были использованы многочисленные произведения живописи, мозаики, скульптуры, различные виды драгоценных камней и позолота. Особый интерес представляет один из крупнейших в России витражей, площадь которого составляет 28.5 квадратных метра. В работах по отделке собора приняли участие выдающиеся мастера, среди которых - Брюллов, Клодт, Пименов и другие.
Интересно, что шутка о зловещем предсказании оказалась пророческой. Через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран скончался.
В советское время в Исаакиевском соборе был открыт антирелигиозный музей, а само здание получило статус памятника. Храм чудесным образом не пострадал во время Второй мировой войны: за годы блокады в собор не было ни одного прямого попадания, хотя на колоннах Исаакиевского собора по сей день можно видеть следы от осколков разорвавшихся снарядов.
Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор является одним из лучших кафедральных соборов Европы и одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга. Посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города. В 1988 году, впервые после долгого перерыва, в соборе была проведена служба, приуроченная к празднованию в России тысячелетия принятия христианства.
КАЗАНСКИЙ СОБОР
Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. До этого на участке около Невского проспекта стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1733-1737 годах по проекту архитектора М. Г. Земцова. В ней хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, привезенная из Москвы в Петербург по приказу Петра Великого.
Строительство собора, который, по замыслу императора Павла I, должен был напоминать собор Святого Петра в Ватикане, было поручено архитектору Воронихину, бывшему крепостному графа Строганова, ставшему впоследствии профессором Академии Искусств.
На возведение собора понадобилось десять лет - довольно небольшой срок для столь значительного сооружения. Интересно, что собор строился из материалов исключительно отечественного производства и усилиями преимущественно русских мастеров. Были задействованы тысячи рабочих, в основном крепостные крестьяне. Строительные работы велись круглосуточно в крайне тяжелых условиях.
Перед Воронихиным стояла непростая задача: согласно церковным канонам, алтарь храма должен быть ориентирован на восток, соответственно, главный вход и фасад - на запад. Следуя этим канонам, получалось, что собор будет обращен к главной магистрали Петербурга, Невскому проспекту, не фасадом, а боком. Воронихин блестяще справился с этой проблемой, украсив северный фасад собора колоннадой, повернутой к Невскому проспекту. По замыслу зодчего, еще одна такая же колоннада должна была украсить противоположный, южный фасад храма, но планы Воронихина не были воплощены в жизнь.
В 1811 году перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге. Высота собора достигала 71,5 метров. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая.
Решающую роль в судьбе собора сыграла Отечественная война 1812 года. Храм, построенный первоначально для чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны и стал своего рода музеем воинской славы. В 1813 году в Казанском соборе было решено похоронить фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Благодаря этому событию мемориальное значение собора еще больше возросло.
В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед собором были установлены памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Выполненные по моделям скульптора Орловского, они настолько органично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора, что многие петербуржцы до сих пор уверены, что они были изначально включены в проект Воронихина.
После революции 1917 года собор был отобран у православной церкви. В 1932 году в нем был открыт Музей истории религии и атеизма.
Дата 4 ноября 1990 года вошла в историю собора как день его возрождения. Тогда в праздник Казанской иконы Божьей Матери впервые после более чем семидесятилетнего перерыва в здании собора была отслужена Божественная литургия.
ЛЕТНИЙ САД
Ансамбль Летнего сада и дворца - самый ранний в Санкт-Петербурге. Он был создан по указу Петра I, который принимал личное участие в проектировании парка. В 1704 году на указанном императором месте стали высаживать цветы и саженцы деревьев различных пород, устанавливать первые мраморные статуи, привезенные в молодую российскую столицу со всей Европы. Саду был придан регулярный характер: сеть прямых аллей была геометрически выверена, деревья и кустарники аккуратно подстрижены, скульптуры и фонтаны симметрично расставлены. В работах принимали участие известные архитекторы - Матвеев, Земцов, Микетти, Леблон и другие.
В петровское время Летний сад являлся парадной царской резиденцией, где протекала придворная жизнь Петербурга: там устраивались роскошные балы и гуляния для дворянских семей. Причем часто царские приемы проходили прямо в аллеях Летнего сада, в которых специально для увеселений высшего света сооружались временные гроты, павильоны и даже лабиринты. Летний дворец Петра, возведенный по проекту архитектора Трезини, для этих целей не подходил: строгое, скромно оформленное двухэтажное здание было слишком мало для царских приемов.
Летний сад не раз страдал от наводнений. Одним из самых губительных стало наводнение 1777 года. Тогда погибли многие редкие деревья, разбились уникальные статуи, были уничтожены фонтаны. Вскоре Летний сад был восстановлен. Многое было переделано в соответствии с новейшими вкусами, но регулярная планировка сада была сохранена. Ценнейшие скульптуры работы итальянских мастеров 17-18 веков - Боратта, Боцацца и многих других - были тщательно отреставрированы. И хотя до нас дошли далеко не все скульптуры Летнего сада Петровской поры (в середине 18 века количество статуй равнялось 200, а в настоящее время в саду осталось всего 89 скульптур), Летний сад может по праву гордиться самым старинным в России собранием садовой скульптуры. Самой известной статуей, "нимфой Летнего сада" является белокаменная Флора, выполненная в начале 18 века неизвестным итальянским скульптором.
В 1773-1786 годах по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова была создана знаменитая кованая ограда, украшающая Летний сад со стороны Невы. Уникальное произведение декоративного искусства, ограда изумляет безупречными пропорциями, изяществом и благородной простотой. Сегодня на решетке Летнего сада можно увидеть мемориальную доску, укрепленную в том месте, где в 1866 году революционер Д. Каракозов стрелял в императора Александра II.
В 19 веке в саду появились новые павильоны - "Кофейный домик" (архитектор К. Росси) и "Чайный домик" (архитектор Л. Шарлемань). В 1855 году на площадке перед "Чайным домиком" установили памятник великому русскому баснописцу Крылову. Пьедесталом памятнику, проект которого был разработан скульптором Клодтом, служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты из басен Крылова.
В 19 веке Летний сад был излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, И. А. Гончаров, П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Простонародная публика в сад не допускалась: для этого был создан ряд ограничивающих условий, касающихся одежды и поведения. Сегодня Летний сад, одно из самых живописных и тихих мест в Петербурге, открыт для всех желающих.
НИКОЛЬСКИЙ СОБОР
Великолепный памятник позднего русского барокко, золотоглавый Никольский морской собор, расположен на берегу Крюкова канала. Собор был построен по личному ходатайству князя М. М. Голицына, предложившего императрице Елизавете Петровне "в воздаяние достойной памяти славных дел флота российского" возвести в Петербурге храм во имя Святого Николая Чудотворца - покровителя моряков.
Проект собора был разработан архитектором С. И. Чевакинским, которому и были поручены работы по строительству собора, длившиеся с 1753 по 1762 год. Место для строительства собора было выбрано не случайно - в 18 веке эта территория принадлежала плацу Морского полкового двора.
Двухэтажный собор представляет в плане равноконечный крест. Он увенчан пятью широко расставленными главами с позолоченными куполами, празднично украшен лепниной и декорирован колоннами коринфского ордера. Великолепное сочетание золотых куполов, синих фасадов и белоснежных колонн придает всему храму нарядность и торжественность.
Никольский собор состоит из двух церквей - нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца, который считается покровителем всех путешествующих, в том числе - и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня, отсюда и полное название храма - Николо-Богоявленский собор. В верхней церкви сохранился великолепный резной иконостас работы мастера И. Канаева. Иконостас украшают иконы, выполненные в византийской традиции живописцами Колокольниковыми. Главная святыня Никольского собора - икона святого Николая Чудотворца, датируемая 17 веком.
Отдельно от собора, ближе к Крюкову каналу, была построена стройная четырехъярусная колокольня с тонким изящным золоченым шпилем. Эффектная колокольня стала не только органичным элементом всего ансамбля Никольского собора, но и одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто можно увидеть на картинах петербургских художников.
Екатерина Великая повелела даровать собору десять образов в память русских морских побед над турецким и шведским флотами. Никольский собор, ставший храмом-памятником морской славы России, принимал активное участие в жизни российского флота. Любое важное событие - закладка нового корабля, спуск его на воду, заморская экспедиция или возвращение корабля из долгого плавания - сопровождалось богослужением. Само собой разумеется, что именно в этом соборе служились торжественные молебны по поводу главных морских побед. Здесь же поминали и погибших моряков. В память о героях устанавливали мемориальные мраморные доски. Так, например, почтили память моряков, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов.
В 1908 году в саду, окружающем Никольский собор, был установлен обелиск, посвященный памяти моряков броненосца "Александр III", погибших в сражении при Цусиме 14 мая 1905 года.
После революции 1917 года Никольский собор значительно пострадал, однако не был закрыт представителями советской власти. С 1941 до 1999 года он являлся кафедральным собором, а во время блокады в нем жил митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх Всея Руси Алексий I.
В настоящее время Никольский морской собор остается действующим православным храмом, в котором сохраняются многолетние мемориальные традиции. В 1989 году в Никольском соборе была установлена памятная доска в честь экипажа подводной лодки "Комсомолец". А недавно на стенах храма были повешены новые доски с именами моряков подводной лодки "Курск", потерпевшей крушение в 2000 году.
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города.
16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года Петр I заложил на Заячьем острове новую крепость, которая должна была защищать отвоеванные у шведов в ходе Северной войны земли. Эта дата вошла в историю как день рождения города, стремительно развивавшегося под прикрытием неприступной крепости.
План крепости разрабатывал лично император. Он сделал ее в форме неправильного шестиугольника с выступающими угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Первоначально крепость была деревянной, но уже в 1706 году под руководством архитектора Трезини началась замена старых сооружений на новые - кирпичные.
Ансамбль Петропавловской крепости включает Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство, Ботный домик, гаупвахту и другие исторические сооружения. Для большинства строений Петропавловской крепости характерно долговременное строительство. Над многими зданиями, входящими в композицию Петропавловской крепости, трудилось несколько поколений зодчих.
Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. Одним из первых заключенных мрачных казематов крепости стал царевич Алексей, сын Петра I. В тюрьме Петропавловской крепости была заточена знаменитая княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшая на российский престол. В бастионах Петропавловской крепости были заточены руководители и участники восстания декабристов, организаторы покушения на императора Александра II, писатели Николай Чернышевский, Максим Горький и многие другие. Тюрьма славилась тем, что из нее невозможно было бежать: за все ее историю из нее не было совершено ни одного побега.
Особое место в ансамбле крепости занимает Петропавловский собор, построенный в 1713-1733 годах по проекту Трезини на месте деревянной церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла. Собор украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает фигура летящего ангела, ставшего символом города на Неве. Долгое время Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Сам основатель города, Петр Великий, похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, выполнены из яшмы и орлеца. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 года, в 80-летнюю годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг. Последний Российский император и его семья погребены в Екатерининском пределе Петропавловского собора.
Сегодня на территории крепости работает несколько постоянных музейных экспозиций. В Комендантском доме посетители могут познакомиться с историей Петербурга-Петрограда с 1703 по 1917 год, а в Трубецком бастионе всем желающим расскажут о главной политической тюрьме царской России. Интересно будет посетить и Газодинамическую лабораторию, и печатню, в которой воссоздана мастерская старинных видов графики. Большой популярностью среди туристов пользуется Петропавловский собор, где находится некрополь императорской семьи Романовых.
СМОЛЬНЫЙ СОБОР
Один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко, Смольный, располагается на берегу реки Невы, на том месте, где при Петре Великом были устроены смоляные дворы, поставлявшие смолу для строительства кораблей. Несмотря на то, что вскоре после основания Петербурга смоляные работы на этом месте были прекращены, за участком надолго закрепилось название "Смольный двор".
Рядом с этим живописным уголком в 18 веке был построен небольшой Смольный дворец, в котором в течение некоторого времени жила дочь Петра Великого Елизавета. Согласно легендам, Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол в 1741 году, намеревалась со временем удалиться от мира и постричься в монахини. Но удаляться от Санкт-Петербурга, любимого детища ее отца, ей совсем не хотелось. Неудивительно, что для монастыря она выбрала живописный участок Смоляного двора, расположенный в том месте, где Нева делает красивый изгиб. Строительство было поручено придворному архитектору Растрелли, который и начал работу в 1749 году.
Центром монастырского комплекса, в архитектуре которого органично сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры, стал великолепный бело-голубой Смольный собор. Расположенный в самом центре монастырского двора, Смольный собор, высота которого достигает 93, 7 метра, создает ощущение устремленности ввысь, динамики и пластичности. Пышный декор фасадов, обильное использование позолоты, нарядное сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору особенную праздничность и торжественность. Вокруг собора расположены четыре церкви и выполненные в бело-голубой гамме корпуса.
Растрелли, умерший в 1771 году, не дождался окончания строительных работ, которые к концу 18 века вообще остановились. И только в 30-х годах 19 века архитектор В. Стасов возобновил работы по внутренней отделке храма. Огромный церковный зал был отделан под мрамор, сооружены три величественных иконостаса, перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя, а кафедру украсила тончайшая резьба. Среди сохранившихся сокровищ собора следует назвать иконы работы А. Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы". Стасов стал и автором великолепной ажурной ограды собора, которая по красоте вполне может соперничать с оградами Летнего сада и Казанского собора.
К сожалению, первоначальный проект Растрелли не был воплощен в жизнь полностью. Архитектор мечтал возвести рядом с собором многоярусную колокольню, высота которой достигала бы 140 метров. Эта колокольня должна была стать самой высокой в России и превзойти даже знаменитую колокольню Ивана Великого в Москве. Однако последователи Растрелли строить ее не стали, посчитав, что она плохо впишется в городской пейзаж.
Смольный собор стал своеобразным "рекордсменом" - ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго. Строительство храма началось в 1748, а внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году. Таким образом, продолжительность возведения здания равняется 87 годам. 20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова.
Революция 1917 год стала трагической вехой в истории храма. Собору был нанесен непоправимый урон. На протяжении долгого времени Смольный собор являлся обычным складом. В 1990 году в храме открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сегодня.
СПАС-НА-КРОВИ
Один из самых красивых соборов Санкт-Петербурга, Спас-на-крови был возведен на месте убийства народовольцами императора Александра II. Покушение на императора было совершено 1 марта 1881 года на набережной канала Грибоедова (бывшего Екатерининского канала), и уже на следующий день Городская дума на чрезвычайном совещании постановила просить нового императора, Александра III, разрешить возвести часовню или памятник царю-мученику.
Вскоре был объявлен конкурс, победителем которого оказался архитектор Альфред Парланд. Он работал совместно с архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру известным под фамилией Малышев. После трагической смерти императора отцу Игнатию во сне якобы явилась Богородица и показала основы будущего храма.
Храм был выстроен в стиле русской архитектуры 16-17 веков и очень напоминал собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство делают Спас-на-крови непохожим на большинство архитектурных сооружений Петербурга, отличающихся строгостью пропорций и цветовых сочетаний.
Несомненный интерес представляют многочисленные мозаики и мозаичные панно, щедро украшающие храм как внутри, так и снаружи. Они были созданы по рисункам Васнецова, Нестерова и других известных русских художников. Особенно впечатляет площадь мозаик, которая составляет 7050 квадратных метров.
В оформлении собора использованы породы итальянского мрамора и разные виды полудрагоценных камней - яшма, горный хрусталь, топаз и другие. На цоколе храма укреплены 20 гранитных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II и его реформах, а на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Высота самого высокого купола храма - 81 метр. Купола покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем - золотой смальтой.
Во внутренний объем Спаса-на-крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император.
Собор сильно пострадал в годы советской власти. Как и многие другие церкви города, вскоре после революции он был закрыт и долгое время использовался как склад. В конце 1960-х годов уникальный памятник русской архитектуры находился в ужасающем состоянии, и в 1970 году были начаты реставрационные работы, затянувшиеся на 30 лет. Такую продолжительность работ было трудно чем-либо объяснить и по городу пошли слухи, что, дескать, пока стоят леса на храме, будет стоять и советская власть. Интересно, что леса сняли в 1991 году, почти перед самыми августовскими событиями в Москве. Таким образом, предсказание оказалось пророческим.
От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет полукруглая ограда в стиле модерн, выполненная по проекту архитектора Парланда в 1903-1907 годах. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.
ГАТЧИНА
Небольшой живописный городок Гатчина, расположенный в 46 километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга, знаменит своими дворцово-парковыми ансамблями, вошедшими в число самых совершенных произведений ландшафтного искусства. Трудом талантливых мастеров, садоводов и архитекторов, эта местность превращена в удивительное произведение искусства, которое не утратило при этом самобытной прелести живой природы.
Первая загородная усадьба была устроена в Гатчине в 1708 году для сестры Петра I Натальи Алексеевны. После смерти царевны усадьба не раз меняла своих владельцев, пока в 1765 году участок не был куплен Екатериной II. Щедрая императрица подарила Гатчину своему фавориту графу Григорию Орлову. Орлов по достоинству оценил подарок и начал строительство грандиозного дворцово-паркового ансамбля, для чего были приглашены лучшие западные и отечественные архитекторы.
По проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди был сооружен дворец в виде охотничьего замка с башнями. Кроме дворца, ставшего центром архитектурно-паркового ансамбля, Ринальди возвел Чесменский обелиск, в честь победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году, и колонну Орла, посвященную, разумеется, графу Орлову. Парк, оформленный в английском стиле, согласно последней моде ландшафтного дизайна, стал первым пейзажным парком в России.
После смерти графа Орлова в 1783 году, Екатерина II выкупила у наследников гатчинское поместье и подарила его сыну, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Новый владелец переделал резиденцию согласно своим вкусам: усадьба приобрела черты военного лагеря. По просьбе будущего императора архитектор Винченцо Бренна перестроил дворец, сделав его похожим на средневековый замок с бастионами, рвом и подъемными мостами. Луг перед дворцом превратился в военный плац, на котором маршировали "гатчинские войска", организованные, обученные и одетые по образцу прусской армии. Когда в 1796 году Павел стал императором, Гатчина получила статус города и собственный герб, а Гатчинский дворец стал главной резиденцией российского самодержца. Такое положение сохранилось и после смерти Павла, а в 1851 году на плацу перед дворцом был поставлен бронзовый памятник Павлу работы скульптора Витали.
Особую роль Гатчина сыграла в истории российской авиации. Именно здесь в начале 20 века были открыты первые в России офицерская воздушная школа и аэроклуб, а на так называемом "Военном поле" проводились первые показательные полеты, в которых участвовали братья Нестеровы и другие летчики.
После революции дворцово-парковый ансамбль Гатчины был национализирован, но не разграблен, как остальные усадьбы, а превращен в музей. Когда началась Вторая мировая война, большинство художественных ценностей, составлявших коллекцию Гатчинского дворца, было вывезено, но несмотря на все усилия сохранить уникальное произведение дворцово-паркового искусства не удалось. В 1941 году фашистские войска вошли в Гатчину. Город в значительной степени был разрушен, дворец сожжен, парки вырублены, а павильоны взорваны. Реставрационные работы начались вскоре после окончания войны и затянулись на несколько десятилетий. Только в 1985 году дворец и парк вновь были открыты для посетителей.
ПЕТЕРГОФ
Расположенный в 30 км от центра Санкт-Петербурга, Петродворец является одним из самых изысканных и самых известных дворцово-парковых ансамблей мира. Без всякого преувеличения его можно назвать главным украшением "жемчужного ожерелья" Санкт-Петербурга, как за неповторимое великолепие называют пригороды Северной столицы.
История Петродворца (он же Петергоф или Питергоф, как говорили в начале 18 века) связана в первую очередь с Петром I, который в 1714 задумал выстроить на этом месте парадную загородную резиденцию, которая по своей роскоши превзошла бы французский Версаль. Сам император принимал активное участие в проектировании и строительстве дворца: сохранились многочисленные рисунки Петра, чертежи с его пометками и исправлениями, прочие документы, подтверждающие, что он не только занимался общей планировкой петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов.
Благодаря деятельному участию в проекте императора, работы по созданию новой резиденции велись с невероятной быстротой. К 1723 году уже был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир и Марли. В том же году состоялось торжественное открытие парадной резиденции.
Главным украшением Петергофа являются сотни самых разных по виду и оформлению фонтанов, создающих неповторимый по красоте ансамбль. Особое место среди них занимает Большой каскад, созданный по проекту Петра Великого. Это одно из самых грандиозных фонтанных сооружений в мире, представляющее собой огромный грот, по сторонам которого расположены богато украшенные водопадные лестницы. Самым красочным символом победы русских над шведами стал фонтан "Самсон" со статуей библейского героя, раздирающего пасть льву. Фонтан был возведен в Петергофе в честь 25-летия со дня Полтавской победы.
Великолепные парки, многочисленные фонтаны, золоченые и мраморные статуи, пышное убранство дворцов Петергофа - все должно было демонстрировать богатство и славу России, прорубившей "окно в Европу" и прочно утвердившейся на Балтийском море.
Вторая мировая война очень сурово обошлась с Петродворцом. Оккупация города длилась почти три года, и за это время немцы взорвали и сожгли Большой дворец, нанесли тяжелый урон Большому каскаду, каскадам "Золотая гора" и "Шахматная гора", уничтожили подземные водоводы, вырубили и заминировали парки, вывезли множество статуй, в том числе и "Самсона". К счастью, восстановительные работы начались сразу после окончания войны, и сегодня мы имеем возможность любоваться уникальной красотой этого дворцово-паркового ансамбля Петербурга.
ПАВЛОВСК
История Павловска как великолепного дворцово-паркового ансамбля началась 12 декабря 1777 года, когда Екатерина II подарила небольшой участок земли в шести километрах от Царского села своему сыну Павлу и его жене Марии Федоровне по случаю рождения их первенца - будущего императора Александра I. Новая усадьба была названа "село Павловское". Но уже в скором времени стремительно преображавшуюся усадьбу с трудом можно было назвать селом.
В 1779 году в Павловском были возведены два небольших деревянных дворца - Паульлюст ("Павлова утеха") и Мариенталь ("Долина Марии"). В 1780 году строительство приобрело еще больший размах, так как для создания дворцово-паркового ансамбля был приглашен Чарльз Камерон, любимый архитектор Екатерины, большой знаток античности и последователь знаменитого итальянского архитектора Антонио Паллади. В 1782 года был заложен первый камень нового Большого дворца, который строили на месте бывшего Паульлюста. Вскоре был снесен и второй деревянный дворец, а на его месте появилась потешная крепость "Мариенталь" (позднее "Бип"), построенная по проекту архитектора В. Бренн.
В 1788 году Павел I, предпочитавший Гатчину Павловску, подарил "село Павловское" своей жене Марии Федоровне. А 12 ноября 1796 года, через неделю после своего вступления на престол, новый император издал указ о переименовании села в город Павловск.
После трагической смерти императора Павловск остался целиком на попечении Марии Федоровны, очень любившей эту резиденцию и сделавшей много для того, чтобы Павловский парк и дворец стали заметными явлениями в культурной жизни России.
После революции, в 1918 году, дворец и парк Павловска были объявлены музеем. В том же году город сменил имя - его назвали Слуцк в честь погибшей революционерки Веры Слуцкой. В январе 1944 года, после освобождения от немцев, городу вернули его историческое название.
В годы Второй мировой войны Павловский парк и дворец пострадали значительно меньше, чем другие загородные резиденции российских императоров. Но при этом ансамблю все-таки был нанесен большой ущерб: парк был разрушен, многие ценные музейные экспонаты были вывезены, а дворец сильно пострадал от пожара.
Трудами талантливых реставраторов дворцово-парковый ансамбль Павловска был возрожден. В настоящее время в Павловском дворце действует постоянная экспозиция, на которой представлена великолепная коллекция русского портрета, а также живописные виды Павловска. Посетители могут прогуляться по жилым покоям императрицы Марии Федоровны, полюбоваться подлинными интерьерами и предметами царского быта, созданные лучшими мастерами своего времени.
ПУШКИН
Пушкин, один из самых красивых пригородов Санкт-Петербурга, расположен в 24 км к югу от Северной столицы. В прошлом главная летняя резиденция императорской семьи, до 1918 года город назывался Царское Село, затем был переименован в Детское Село, а с 1937 стал носить имя выдающегося русского поэта А. С. Пушкина.
Название "Царское Село" было дано этой усадьбе не потому, что здесь находилась одна из лучших загородных резиденций в Европе. Царскосельские земли до 1772 года принадлежали шведам, а на месте будущих царских резиденций находилась Сарская мыза, которую Петр I в 1710 году подарил своей жене Екатерине Алексеевне. После того как шведы были изгнаны с завоеванной территории, Сарскую мызу стали называть Сарским Селом. А с 1717 года, когда здесь начали строить первый каменный дворец, Сарское Село стало Царским.
На протяжении двух веков Царское Село считалось главной летней резиденцией российских императоров. Дворцово-парковый ансамбль постоянно пополнялся новыми великолепными сооружениями, а старые содержались в образцовом порядке.
Царское село пользовалось особой любовью Елизаветы Петровны. При ней был увеличен и перестроен Екатерининский дворец, названный так в честь ее матери, Екатерины Алексеевны. Трудами лучших архитекторов того времени - Земцова, Трезини и Растрелли - скромное здание было превращено в великолепный дворец в стиле русского барокко, с богатым убранством фасадов и интерьеров.
Екатерина II тоже из всех резиденций любила именно Царское Село. В ее царствование был выстроен Александровский дворец, а к Большому двору пристроены Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Великокняжеский корпус. Парки Царского Села были расширены и украшены множеством новых зданий и памятников в честь сподвижников императрицы.
В годы правления Павла I, предпочитавшего отдыхать в Гатчине или в Павловске, строительство в Царском Селе было приостановлено. С новой силой оно возобновилось при Александре I и Николае I. Так, в 1810 году был открыт знаменитый Царскосельский императорский лицей, который навеки стал символом Царского Села.
После Октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей. В Великую Отечественную войну дворцам и паркам Царского Села был нанесен значительный ущерб, но, прежде всего, с годами войны связана загадочная история исчезновения Янтарной комнаты. Во время оккупации этот уникальный памятник художественной культуры был демонтирован и вывезен в Германию. Где он был спрятан и где он находился все это время, до сих пор неизвестно. В 1979 году было принято решение восстановить Янтарную комнату. Мастерам-реставраторам понадобилось около четверти века, чтобы по сохранившимся документам и фотографиям заново изготовить утраченные янтарные панно. Церемония официального открытия восстановленной Янтарной комнаты состоялась 31 мая 2003 года и была приурочена к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.
СТРЕЛЬНА
Стрельна, один из старейших пригородов Санкт-Петербурга, расположена в 19 километрах от города, на южном побережье Финского залива.
В годы шведского владычества на этом месте находилась баронская усадьба под названием Стрелингоф. После того как в ходе Северной войны Ингерманландия отошла к России, усадьба Стрелингоф (или "Стрелина Мыза", как названа усадьба в "Походном журнале" Петра) перешла в личную собственность русского царя. В 1707 году в Стрельне был построен деревянный Путевой дворец.
Вдохновленный живописными окрестностями Стрельны, Петр задумал создать здесь, как и в Петергофе, загородную резиденцию, которая по великолепию должна была превзойти известнейшие резиденции европейских монархов. Планировалось возвести в Стрельне роскошный дворец, устроить каскады, гроты, разбить огромный сад. Проекты будущей резиденции разрабатывались знаменитыми архитекторами Жан-Батистом Леблоном и Бартоломео Растрелли, но, внимательно ознакомившись с обоими вариантами, Петр I предпочел более смелый проект Леблона. Архитектор энергично взялся за работу, но в 1719 году внезапно скончался. Его заменил приглашенный в Россию в 1718 году Никколо Микетти, при котором в 1720 году началось строительство Стрельнинского дворца. В 1723 году Микетти уехал на родину, и достраивали дворец по его планам уже русские архитекторы во главе с М. Земцовым.
После смерти Петра Стрельна долгое время оставалась без должного внимания августейших особ. На протяжении 18 века царская резиденция использовалась под хозяйственные нужды. Образцовые Стрельнинские сады поставляли на стол монархов овощи, ягоды и фрукты, а в огромных подвалах дворца были устроены винные погреба.
Возрождение дворцово-паркового ансамбля Стрельны состоялось только в начале 19 века, когда ее владельцем стал сын Павла I великий князь Константин. Для восстановления Большого дворца, сильно пострадавшего от пожара в 1830-х годах, он пригласил выдающихся архитекторов А. Воронихина и Л. Руска, благодаря которым строительство Стрельнинского дворца, продолжавшееся почти 85 лет, было наконец-то завершено.
В 1847 году Стрельна стала летней резиденцией другого великого князя Константина, сына Николая I, и с тех пор дворец и парк стали официально именоваться Константиновскими.
После революции дворцы и парки Стрельны были национализированы, все имущество, которое представляло историческую или художественную ценность, было вывезено в Петроград, а в самих дворцах разместились детские трудовые колонии. В годы Второй мировой войны дворцово-парковый ансамбль Стрельны был практически разрушен.
На протяжении долгих лет дворец и парк стояли в руинах. Но после десятилетий забвения о некогда красивейшей загородной резиденции вспомнили. К 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга дворцово-парковый ансамбль Стрельны был полностью восстановлен.